О компании
Акции
 
Услуги и цены Схема проездаКонтакты

Самостоятельная замена масла в двигателе

Виды моторных масел
Периодичность замены моторного масла
Проверка уровня масла в двигателе
Промывка двигателя при замене масла
Как поменять масло в двигателе?
Инструкция по замене масла в дизеле
Как заменить масляный фильтр?
Как убрать из мотора излишки масла?



Моторное масло обеспечивает постоянную смазку различных элементов двигателя, что продлевает их ресурс. Но в процессе работы силового агрегата в смазочную систему попадает пыль, нагар, частицы износа деталей, несгоревшее топливо и конденсат, образующийся при перепадах температур. Масло (а также присадки, входящие в его состав) постепенно теряет первоначальные свойства и выполняет свои функции недостаточно эффективно. Его замена является обязательной процедурой при обслуживании системы смазки и автомобильного мотора.

Самостоятельная замена моторного масла

Кроме того, со временем в системе уменьшается количество масла. Оно испаряется, преобразовывается в угар в камерах сгорания, подтекает через износившиеся сальники и уплотнители. Когда уровень смазочного материала падает до критической отметки, мотор может выйти из строя. Доливать его постоянно нельзя, рано или поздно придется менять. Сделать это можно не только в сервисе, ниже описывается, как поменять масло в двигателе самостоятельно.

Виды моторных масел

Существуют разные моторные масла, состоящие из «базы» и всевозможных присадок, улучшающих их свойства. Для длительной стабильной работы автомобильного мотора очень важно подобрать смазку. Например, для замены масла в дизеле используются одни средства, для бензиновых моторов больше подходят другие.

По составу «базы» различают минеральные и синтетические сорта. Минеральные смазочные материалы хуже и обычно используются в отечественных автомобилях. Применение «синтетики» обеспечивает более стабильную работу силового агрегата, уменьшает расход горючего. Аналогичными свойствами обладает «полусинтетика», которую можно заливать в любые типы двигателей.

Смазочные материалы подразделяются на летние и зимние. Летние масла из-за высокой вязкости затрудняют пуск силового агрегата в мороз, а зимние не обеспечивают достаточной смазки при высоких температурах. Есть всесезонные сорта, вязкость которых не так зависит от температуры.

Все остальные свойства моторных масел – результат добавления присадок.

Вида моторных масел

Периодичность замены моторного масла

Интервалы замены масла устанавливаются автопроизводителями для конкретных моделей двигателей и варьируются в пределах 5-15 тыс. км пробега. Но при неблагоприятных условиях эксплуатации машины его выработка происходит намного быстрее.

Новое и отработанное масло для двигателя

Выполняя замену моторного масла своими руками, сложно определить оптимальную периодичность данной процедуры. Вот основные предпосылки для сокращения интервалов:
  • Движение в пробках, частые непродолжительные поездки, стоянки с заведенным двигателем приводят к сильному нагреву и постепенному разжижению масла.
  • При движении по бездорожью и частых перепадах оборотов мотор испытывает максимальные нагрузки. Если такой ритм езды является нормой, обслуживание бензиновых двигателей или дизелей требуется чаще.
  • При использовании некачественного горючего или неподходящего для конкретного мотора масла его эксплуатационный период также следует сократить.
Если владелец машины редко меняет масло, детали силового агрегата изнашиваются быстрее, на них появляются загрязнения и смолистые отложения.

Загрязнения двигателя из-за несвоевременной замены масла

Проверка уровня масла в двигателе

Конструкция автомобильного мотора включает множество движущихся металлических элементов. Когда они соприкасаются, возникает трение, которое могло бы привести к очень быстрому износу рабочих поверхностей. Наличие смазки в достаточном количестве уменьшает трение и защищает детали агрегата, но для этого требуется определенный объем масла. Он проверяется при диагностике системы смазки, но его нужно контролировать постоянно, с помощью специального щупа:
  • Установить машину на подходящую площадку. Заглушить мотор и немного подождать, чтобы он остыл. Открыть капот, найти гнездо с вставленным в него щупом.
  • Порядок проверки уровня масла в двигателе

  • Вынуть щуп, протереть его чистой сухой ветошью и снова вставить в гнездо. Опять вытащить щуп и по имеющимся на нем отметкам определить уровень масла. Разница между «Min» и «Max» соответствует ровно одному литру.
  • Щуп для проверки уровня масла в двигателе

  • Если след находится между отметкой «Max» и серединой, все нормально. Если уровень совпадает с риской «Min» или находится ниже ее, масло надо добавить. Чтобы долить или заменить масло в двигателе самому, надо использовать ту же марку.

Отметка на щупе определения уровня масла в двигателе

Промывка двигателя при замене масла

Постепенно на внутренних поверхностях мотора скапливаются смолистые отложения, что негативно сказывается на его работе. Для очистки полостей и каналов технология замены масла в двигателе своими руками нередко предусматривает предварительную промывку агрегата с помощью:
  • Концентрированных добавок. Их заливают прямо в отработанную смазку перед заменой, дают мотору немного поработать, потом сливают. Но агрессивные средства повреждают детали агрегата. На фото видно, что использование некачественных «пятиминуток» может привести к замене крышки клапанов и других узлов.
  • Дефекты крышки клапанов из-за применения некачественного масла

  • Промывочных жидкостей. Их заливают после удаления старого смазочного материала. Когда двигатель немного поработает, средства сливают. Но остатки жидкости (до 20%) остаются в моторе, что ухудшает свойства нового масла и нарушает баланс его присадок.
  • Для промывки лучше применять обычное масло (минеральное или полусинтетическое) той же марки, которое обычно используется в двигателе. Оно заливается в мотор по обычной схеме, но меняется раньше срока.

Двигатель после самостоятельной промывки

Как поменять масло в двигателе самому?

Заменить в бензиновом моторе смазку просто, но важно соблюдать приведенную здесь последовательность. Вот инструкция по самостоятельной замене масла в двигателе:
  • Загнать машину на яму, прогреть мотор хотя бы до 70-80 градусов, потом заглушить его. Подставить под поддон какую-нибудь емкость. Открутить с помощью ключа на 17 или шестигранника (зависит от модели) пробку поддона.
  • Демонтаж поддона картера при замене масла в двигателе своими руками

  • Слить в емкость все отработанное масло. Чтобы оно не попадало на землю, можно подстелить пленку. Закрутить пробку в поддон.
  • Слив отработанного масла с двигателя

  • Если будет использоваться смазочный материал иной марки, необходимо выполнить промывку мотора любым из описанных выше способов. В этом примере использовалась неконцентрированная промывочная жидкость, которая относится к щадящим средствам.
  • Промывка двигателя про самостоятельной замене масла

  • Залив в мотор около 3,5 л средства, надо дать ему немного поработать, опять открутить пробку и слить в другую емкость промывочную жидкость. Закрутить пробку.
  • Слив промывочной жидкости при замене масла в двигателе своими руками

  • На этом этапе меняется фильтрующий элемент, о чем подробно рассказывается ниже. В некоторых типах силовых агрегатов (в частности, инжекторных), чтобы добраться до него, приходится снимать защиту картера. Установив новый фильтр, открутить заливную пробку и залить в мотор свежее масло.
  • Самостоятельная заливка нового масла в двигатель

  • Проверить уровень с помощью щупа, закрутить заливную пробку, произвести установку защиты картера.

Инструкция по замене масла в дизеле своими руками

Процедура замены смазки в дизельных агрегатах аналогична, но для модификаций с турбонаддувом требуется в два раза реже. Обычно масло меняется при обслуживании дизельных двигателей, но можно все сделать самостоятельно:
  • Машину предварительно надо загнать на яму, чтобы было удобнее. Если на картер установлена защита, ее надо снять. Запустить мотор минут на 15, чтобы он прогрелся до 70-80 градусов, затем заглушить. Открыть капот и демонтировать защитную накладку.
  • Инструкция по замене масла в дизельном двигателе своими руками

  • Снять пробку, закрывающую горловину для заливания масла.
  • Снятие пробки горловины для заливки масла в дизель

  • Поставить под сливное отверстие емкость объемом порядка 7 литров или немного больше, отвинтить пробку и слить старое масло. Пробку закрутить.
  • Слив отработанного масла с дизельного двигателя при самостоятельной замене

  • Произвести замену масляного фильтра, подробнее об этом написано ниже (снять старый фильтр специальным съемником, установить новый фильтрующий элемент и медную прокладку под пробкой, которая идет в комплекте с фильтром).
  • Самостоятельная замена масляного фильтра

  • Залить нужное количество масла (оно немного отличается для разных дизелей, поэтому перед процедурой нужно заглянуть в мануал). В процессе желательно контролировать объем с помощью щупа.

Залив нового масла в дизель

Как заменить масляный фильтр самостоятельно?

При эксплуатации машины в систему смазки попадают абразивные частицы, что способствует ускоренному износу силового агрегата. Фильтр тонкой очистки задерживает их, но постепенно засоряется и приходит в негодность. Чтобы избежать ремонта системы смазки и двигателя, его надо своевременно менять.

Фильтр, как правило, меняют одновременно с маслом. Вот инструкция по замене масляного фильтра своими руками:
  • Дождавшись, пока отработанное масло стечет из картера полностью, открутить старый фильтрующий элемент.
  • Самостоятельный демонтаж старого масляного фильтра

  • Обычно его можно снять руками, предварительно обмотав сухой ветошью. Но для удобства можно использовать специальный съемник.
  • Съемник для снятия масляного фильтра

  • Убрать старый фильтр и как следует очистить посадочное место.
  • Очистка посадочного места под масляный фильтр

  • Взять новый фильтр (желательно использовать оригинальный), залить в него немного масла (надо заполнить приблизительно половину емкости).
  • Подготовка нового масляного фильтра к самостоятельной установке

  • Смазать резиновую прокладку элемента моторным маслом.
  • Смазка резиновой прокладки масляного фильтра моторным маслом

  • Установить фильтр на штатное место и закрутить. При установке не надо пользоваться никакими приспособлениями, так как есть риск сильно затянуть элемент и даже сломать его.

Самостоятельная установка масляного фильтра

Как убрать из мотора излишки масла?

Произвести самому замену масла в двигателе машины достаточно просто, но есть риск перелить его. Чтобы удалить лишнее масло, потребуется обычный медицинский набор для капельницы, большой шприц и какая-нибудь емкость. Процедура несложная, но ее надо делать сразу. Иначе придется заниматься заменой сальника коленвала, а это грязная и довольно кропотливая работа.
  • Мотор нужно прогреть, так как масло при высокой температуре разжижается. Подсоединить шприц к капельнице, вынуть измерительный щуп и вставить другой конец трубки в это отверстие. При оттягивании шприца масло за счет отрицательного давления начнет подниматься по трубке.
  • Технология слива излишка масла с двигателя с помощью шприца

  • Заполнив шприц, просто пережать трубочку с помощью специального колесика. Масло можно слить в емкость и впоследствии использовать снова.

Приспособление для слива излишков масла с двигателя

По такому же принципу производится вакуумная или экспресс-замена моторного масла. Но заменить масло в двигателе самостоятельно по такой технологии трудно, нужно специальное оборудование.

Другой способ удаления лишнего смазочного материала сложнее и обычно используется при значительном переливе.
  • Нужно приподнять машину домкратом или загнать на яму. Когда мотор остынет (чтобы не было проблем с закручиванием пробки), открыть сливное отверстие картера.
  • Слить часть масла в заранее подготовленную емкость и быстро закрутить пробку.
  • Проверить уровень щупом. Если он по-прежнему показывает излишки смазочного материала (след на щупе находится за отметкой «Max»), повторить процедуру.

Слив излишков масла с двигателя при значительном переливе